Дни науки – 2018. Интервью с проректором по научной работе МАРХИ Г.В. Есауловым

Георгий Васильевич Есаулов, проректор по научной работе Московского архитектурного института (государственной академии), академик РААСН и заместитель председателя оргкомитета Международной научно-практической конференции в МАРХИ, ответил, что заключено в понятии “среда жизнедеятельности”, рассказал о предстоящей конференции и уровне академической науки в МАРХИ.
[spoiler]Георгий Васильевич, начнем с вопроса, ставшего традиционным, однако не теряющего актуальности: что включает в себя тема научной конференции в МАРХИ 2018 года?
Тема конференции, как мне представляется, это обобщение усилий нескольких лет обсуждения различных аспектов проектной деятельности, эксплуатации тех или иных объектов. Сегодня становится очевидным известное давно в архитектуре и в градостроительстве представление о том, что важен не отдельный объект – сам по себе, а совокупность объектов в реальном мире, в природном окружении, которая и создает среду жизнедеятельности человека. И поэтому в этом году мы попытались обозначить эту интегральную целеустановку на формирование именно среды жизнедеятельности как результат усилий очень многих специалистов самых разных направлений, в том числе архитекторов, градостроителей, инженеров, строителей, дизайнеров.
Как в выставках, предваряющих Дни науки, нашли отражение эти установки?
Выставки, которые подготовлены к конференции, с одной стороны, развивают тематику пленарного заседания, а с другой, посвящены отчетной составляющей наших Дней науки. Например, выставка «Публикации педагогов и студентов – 2017»: мы впервые решили показать в форме реально представленных монографий, учебных пособий, научных статей, обзоров статей, то что опубликовано нашим академическим сообществом, включающим и известных ученых, и начинающих исследователей, в виде экспонатов в витринах. Выставки раскрывают и проблематику, напрямую определенную темой пленарного заседания. В Белом зале размещена выставка ряда лучших работ студентов бакалавриата на тему «Реновация московских кварталов». Там есть некоторые примеры и по другим городам, но в основном все же интерес студентов и педагогов был сосредоточен на проблемах обновления московской застройки. Можно выделить среди представленных проектов три направления участия педагогов и студентов в разрешении этой проблемы: первое – студентам была предложена та или иная концепция педагога. Второй вариант – студент разрабатывает свою концепцию, а консультантом выступает педагог. И третий – это сотворчество педагога и студента, когда мы видим, как проблема обновления районов пятиэтажной застройки решается (и в основном это характерно для предложений студентов МАРХИ) не тотальным сносом всей застройки, а сочетанием новой застройки с сохраняемой пятиэтажной, естественно, реконструируемой, обновляемой, что, с одной стороны, способствует поддержанию уже сложившегося человеческого масштаба среды районов Москвы, а с другой – вносит интересные идеи по освоению ландшафта, по его насыщению. Наиболее ярко просматриваемая тенденция – это насыщение ландшафтными композициями, природными линиями, зелеными и водными поясами внутри квартальной застройки. Думаю, что это вызовет большой интерес – параллельно идущая работа, осуществляемая профессионалами по реновации московских территорий жилых районов и разработка идей студентами МАРХИ, которые тоже высказались убедительно, оригинально на эту же тему.
Еще две небольшие выставки – московская тематика, но в экоаспекте – «Экобудущее Москвы». Это клаузуры, выполненные студентами бакалавриата под руководством профессора Благовидовой Натальи Георгиевны. Несколько подходов, дающих возможность вернуть природу в город, а также избавить город от жесткости и агрессивности, которой обладают районы, лишенные естественного природного озеленения, цветочных композиций. Как это встроить в город, как создать гармонию природы и городской застройки – может, это будет ландшафт на крышах многоэтажных зданий, может, это будет в благоустройстве улиц и набережных Москвы.
Есть еще одна выставка, которая традиционна для Московской архитектурной школы, это некая ретроспектива проектов, в основном дипломных, выполненных студентами МАРХИ 30-х, 40-х – 60-х, 90-х годов. Мы видим, как меняется отношение архитектора от единичного объекта – великолепно встроенного в окружающую среду – до решения многофункционального комплекса в реальной среде жизнедеятельности человека. Эта выставка подготовлена сотрудниками музея Московской архитектурной школы.
Полагаю, что выставки представляют большой интерес не только для студентов, педагогов МАРХИ, но и для всех москвичей. Я уверен, что среди участников конференции будут представители многих других архитектурных школ, им тоже будет интересно всё это увидеть.
Сегодня всё больше звучит словосочетание «среда жизнедеятельности» и в профессиональном архитектурном сообществе, и на федеральном градостроительном уровне. Не уступает ли первенство архитектура в значении для города?
Нет теоретически четкого и однозначно воспринимаемого сегодня определения, что такое архитектурная среда. Когда мы обращаемся к понятию «среда жизнедеятельности», мы в большей степени подчеркиваем важность архитектуры для каждого человека, для всего живого на нашей планете. Потому что среда жизнедеятельности, это не только здания, сооружения, это и состояние окружающей среды в зависимости от того, насколько оно комфортно и безопасно для человека, для его пребывания. Это в том числе очень важный для горожанина контакт с природой; разрабатываются возможности сохранить ее в городе, возродить реки и ручьи, помочь птицам и домашним животным. В работах наших студентов, представленных на выставках, есть проекты по восстановлению московских рек, русел, ручьев, их встройке в среду, которую нельзя назвать только архитектурной. Это сочетание природы и архитектуры. Можно ли их разделить? В каких-то аналитических целях, проектных это возможно, чтобы лучше понимать задачи, которые решаются при проектировании, градостроительном прогнозировании, но в жизни мало кто из нас отделяет среду архитектурную в целом от среды, в которой мы пребываем. Войдя в здание, выйдя из него, войдя в сквер, вряд ли мы отмечаем для себя разделение этих сред. Именно интегральное понимание в целом того, что окружает человека, сегодня выходит на первый план. И с этим принципиально связана концепция устойчивого развития – сохранение чистой воды, ясного неба, возможность видеть природу, чувствовать ее… Существуют исследования, показывающие, что офисные сотрудники, имеющие возможность видеть в окно природу, имеют производительность более высокую, чем те, кто видит лишь здания и сооружения. Сами принципы устойчивого развития диктуют необходимость поиска гармоничного встраивания архитектурных форм в природную среду, в сложившуюся историческую застройку.
На Вашем профессиональном пути Вы стали свидетелем, участником множества научных конференций. На Ваш взгляд, каковы особенности у Дней науки МАРХИ?
Мне кажется, что у всех много общего. Симпозиум, конференция, семинар – это обмен знаниями, это стремление ознакомить с новыми результатами исследований, утвердиться в чем-то или наоборот быть опровергнутым – это основная базовая составляющая. Явно выраженных отличий между научными мероприятиями я не вижу, уж слишком общая у них основа: цель – новые знания. В чем отличие нынешних наших Дней науки? Впереди множество заседаний – а они у нас двух типов: научные секции и заседания круглых столов. И если научная секция идет в режиме обсуждения похожей тематики, может быть, это историческая проблематика, может, типологическая или проблемы архитектурного образования, то круглые столы ориентированы на междисциплинарные дискуссии. Существенная особенность нашей конференции этого года также в том, что большое участие принимает корпус исследователей – магистрантов. Количество магистрантов в МАРХИ сегодня около 400. Они создают новое, предпроектное или проектное знание. Они учатся увидеть проблему, поставить задачи, понять, что необходимо сделать. Архитектурное и градостроительное проектирование сейчас все больше и больше становятся наукоемкими областями. Без научного осмысления решить задачи обеспечения будущего среды, ее успешного функционирования, невозможно. Мы должны думать о прогнозировании, моделировании, о сценариях развития. Если в бакалавриате студенту дается задание на проектирование, то в магистратуре студент сам разрабатывает задание на проектирование и экспериментально ищет способы его осуществления – таков путь подготовки магистерской диссертации. В магистратуре сегодня рождается будущее среды жизнедеятельности.
Дни науки в МАРХИ набирают обороты, и с каждым годом участников становится все больше. Считаете ли Вы это позитивной динамикой? И если да, то как удается сохранять баланс количества и качества? И побуждает ли наплыв авторов создавать новые инструменты для качественного отбора?
Если мы говорим о самой конференции, то основным критерием является научная новизна. Естественно, что первые шаги по участию в конференции студенты делают, будучи еще на уровне бакалавриата. Статус участников нынешней конференции разнообразен, в их числе много студентов второго и пятого курсов бакалавриата. Перед ними стоят разные рубежи: первые будут выбирать кафедру, на которой начнется профилизация, а вторые или будут идти в магистратуру, или завершат на уровне бакалавриата свое высшее образование. А что касается магистратуры, то сюда пришли люди, ставящие перед собой цель научно-проектного поиска; и это объясняется уже самим порогом поступления – поступающие выполняют проектную клаузуру и пишут эссе на предложенную тему. Это обязательный фильтр, предполагающий демонстрацию навыков изложения своей проектной мысли, и своей идеи письменно в форме текста. Это первая стадия вхождения в науку – она определяется уже на уровне экзамена. Но, кончено же, даже проявив себя оригинально или достойно на экзамене, не так просто получить новое знание, которое и является одной из задач магистратуры – научить архитектора, градостроителя, дизайнера работать с массивом информации, выявлять проблемы, которые существуют в отрасли, находить пути их решения. Поэтому количество участников для нас не самоцель. Отбор идет постоянно, он проходит несколько этапов, и когда доходит до завершающего – публикация в сборнике «Труды МАРХИ», – количество участников сокращается в разы, в 5-7 раз от первого числа представивших тезисы для публикации.
Количество участников конференции в данном случае определяется и возможностью опубликовать свои разработки. Считаю, что может быть несколько путей для этого: это сборники трудов магистрантов, которые также могут обобщать результаты работ по отдельным направлениям, и я не исключаю, что это ход для будущих наших шагов. Сегодня мы разрабатываем идею выявления наиболее актуальных задач в архитектуре, и в градостроительстве дизайне и инженерном их сопровождении; это могут быть и типологические, и общетеоретические, и реальные проектные, вызванные сложившейся той или иной ситуацией. Эти проблемы кафедры, научные школы МАРХИ выявляют сейчас в виде узловых, над их разрешением будут работать коллективы магистрантов разных кафедр. Возможно, что по этой обобщенной проблематике и нужно, и можно будет издавать сборники трудов, которые будут включать и теоретические обоснования, заявляемые сегодня и представленные в виде тезисов, и проектно-экспериментальные решения. Таким образом, мы будем создавать некий сценарий решения проблем, разработки, которые, я уверен, будут востребованы и практикой, и станут этапом в развитии архитектуры на уровне участия академической науки в решении задач практики.
[/spoiler]