fbpx

Вышел учебник Н.Л. Павлова «АРХИТЕКТУРА. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»

В 2018 году увидел свет учебник доктора архитектуры, советника РААСН, профессора Московского архитектурного института (государственной академии) Н.Л. Павлова «Архитектура. Введение в профессию».                             

Как отметил в своей рецензии Член-корреспондент РААСН, заслуженный архитектор России В.Н. Логвинов, «актуальность данного учебника обусловлена необходимостью обновления и расширения знаний специалистов, в связи с глубокими изменениями, происшедшими в последние десятилетия в сфере социально–экономических отношений,  изменением отношений к профессии архитектора в обществе и появлением новых фундаментальных научных исследований по архитектуре и градостроительству.

Представленный учебник дает широчайший обзор современного состояния всех аспектов профессии, основанный на глубоком знании истории архитектуры, теоретических и практических вопросов профессиональной деятельности архитекторов с учетом особенностей такой деятельности в современных условиях России.

Архитектура как уникальное социокультурное явление рассматривается  во всех своих  многочисленных гранях, что особенно важно для первого учебника «Введение в профессию», закладывающего фундамент знаний о профессии и формирующего профессиональное мировоззрение будущего специалиста на всю жизнь.

Первые главы учебника совершенно справедливо посвящены раскрытию природных истоков и основных природных факторов, повлиявших на историческое развитие научных знаний, социального устройства и архитектурного искусства. Каждый из раскрытых факторов представлен в процессе исторического развития (с доисторических времен до настоящего времени) с глубоким философским переосмыслением изменений, происшедших в каждый из периодов развития архитектуры.

Сам исторический процесс представлен здесь не как череда явлений и перечень произведений архитектуры в хронологическом порядке, а как история возникновения, становления и развития идей, заложенных в основание архитектурных произведений.

На этой же методологической основе построена вторая половина учебника, посвященная вопросам развития архитектурного пространства на типологической основе, раскрывающей особенности выполнения  разных функций  (пространство для жилища, общественных функций, культуры и т.д.).

Эта особенность рассмотренного учебника принципиально отличает его от предыдущих, рассматривавших архитектуру не с точки зрения организации пространства, а через описание физических объектов (зданий, сооружений, их композиции, конструкций, деталей).

Также фундаментально  и основательно изложены вопросы организации пространства коммуникативной функции, выводящие на понимание единства  архитектуры и градостроительства  при пространственной организации поселений, что особо актуально в связи с попытками разделения профессий архитекторов и градостроителей (урбанистов).

Представляют безусловную ценность и главы, впервые раскрывающие культурные аспекты деятельности архитекторов и весь круг вопросов организации этой деятельности (практики), включая совершенно новые, ранее не раскрывавшиеся в учебниках по введению в профессию, вопросы статуса архитектора, авторского права, непрерывного образования и т.д..

В целом данный учебник дает полное  изложение практически всех необходимых студентам младших курсов знаний на строго научной и системной основе. Многие его новые положения могут представлять интерес и для практикующих архитекторов и для аспирантов, желающих актуализировать свои знания о философских и природных основах профессии.

Для углубления и укрепления знаний Учебник снабжен значительным количеством иллюстраций с конкретными примерами по излагаемым вопросам. Иллюстрации четко систематизированы и собраны в  таблицы. Особое внимание уделено графическому качеству иллюстраций, собранных в таблицы и четко систематизированных  по степени развития раскрываемых тем и явлений.

 Рассмотренный учебник соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебной литературе, и выполнен на высоком научно — методологическом  уровне».