fbpx

Юбилейная выставка В.Ф. Орловского в ЦДА

Юбилейная выставка В.Ф. Орловского в ЦДА

8 сентября в Выставочном зале Центрального дома архитектора состоялось торжественное открытие юбилейной выставки Виктора Федоровича Орловского, заслуженного архитектора Российской Федерации, профессора кафедры «Живопись» Московского архитектурного института.

Выставку открывал Президент Союза архитекторов России, Союза московских архитекторов Николай Иванович Шумаков, который подчеркнул, что «художественное направление В.Ф. Орловского ярко выражено, эмоционально, профессионально и творчески оправдано» и вручил от Союза московских архитекторов автору диплом «за новаторство в творчестве и широту художественного мышления в связи с юбилеем и открытием персональной выставки в Центральном доме архитектора». Также юбиляра поздравили вице-президент Московского отделения Международной академии архитектуры (МААМ) Сергей Борисович Ткаченко, заведующий кафедрой «Живопись» МАРХИ Виталий Леонидович Барышников, декан Факультета повышения квалификации МАРХИ Александр Аркадьевич Кувшинов, друзья и коллеги.

В экспозиции, наряду с уже известными работами Орловского, были представлены совсем новые композиции, архитектурные проекты и постройки, а также конкурсные работы учеников Виктора Фёдоровича. Экспозиция знакомит посетителей с различными этапами творчества Виктора Орловского: картины в стиле космопластицизм — проекты космических инсталляций, композиции, архитектурные фантазии, этюды, акварели, графика разных лет, а также недавние проекты и постройки культовых сооружений храмов, церквей и часовен.

В творчестве Виктора Федоровича прослеживается особая художественная культура, сформированная лучшими традициями Московского архитектурного института. Он обучался в МАРХИ в период с 1960 по 1970 год. Еще будучи студентом, Виктор Федорович отличался приверженностью к острым креативным идеям. В своих проектах стоэтажных небоскребов для Москвы он внедрял вертикальные зеленые улицы, проект которых впоследствии вошел в учебник. Вместо традиционных микрорайонов он предлагал строить города над тайгой, проектировал романтические космические станции в скалах. При этом он много рисовал, сотрудничал с ведущими журналами. На архитектурное мировоззрение Виктора Федоровича повлияла также работа в известной организации «Управление по проектированию дворца Советов», организованной главным архитектором города Москвы Александром Васильевичем Власовым. В этой организации работали также такие яркие личности как: А.А. Дайнека, Д.Г. Олтаржевский, Б.С. Мезенцев, А.Д. Меерсон, В.П. Давиденко, М.П. Бубнов, Е.Г. Розанов и другие мастера. В.Ф. Орловский отмечает, что в то время «был сформирован удивительный коллектив из высоких профессионалов, любящих архитектуру, коллектив, в котором мастера в дружеском творческом соревновании проявляли свои лучшие качества: воодушевление, творческий подъем, профессиональное трепетное отношение к профессии архитектора. Работа в этой среде, общение с уникальными личностями в архитектурном плане произвело на меня сильное впечатление».

Среди проектов Владимира Федоровича театры, концертные залы, жилые дома, храмы, монастырь. Многие проекты были реализованы. В частности первый на постсоветском пространстве, посвященный Великой Отечественной войне, женский монастырь в Смоленской области под Вязьмой.

Важно отметить и такие сферы деятельности Орловского, как художественная и педагогическая. Такое уникальное сочетание сфер деятельности дало свои результаты. Свободное художественное творчество позволило Виктору Федоровичу сформировать свое направление в искусстве, педагогическая деятельность – осмыслить и сформулировать его главные пожелания, и уже на практике по возможности осуществлять свои идеи через проекты и постройки.

На открытии выставки состоялась презентация книги В.Ф. Орловского «Космопластицизм – авторское направление в искусстве и архитектуре XXI века». В книге представлена его главная концепция – космопластицизм — новая художественная система ценностей, органично связанная с поисками гармонии современности, с космической масштабной пластикой, представляет собой всеобъемлющую доктрину этих поисков и опирается на лучшие достижения искусства и архитектуры, начиная от пирамид и до авангардных современных течений. Концепция космопластицизма дополняет лучшие традиции МАРХИ, расширяет диапазон пластического языка архитектуры, открывает новые горизонты в архитектуре и искусстве. Внедрение авторской концепции в процесс обучения способствует расширению художественной эстетической базы современного мировоззрения студентов.

Выставка открыта к посещению до 13 сентября.