fbpx

Международное сотрудничество в рамках образовательного процесса МАРХИ

Международное сотрудничество в рамках образовательного процесса МАРХИ

Начальник Управления международного сотрудничества, заведующий кафедрой иностранных языков Валерий Николаевич Бгашев рассказал об обменных программах, действующих в Московском архитектурном институте, а также об организации обучения иностранных студентов.


— Валерий Николаевич, как начался учебный год для иностранных студентов в МАРХИ?

На данный момент МАРХИ имеет 41 действующий договор о международном сотрудничестве с зарубежными странами. В связи с тем, что Россия не является членом Евросоюза, наши студенты могут учиться за границей только по двусторонним договорам по так называемым обменным программам.
В МАРХИ на постоянной основе, без учета обменных программ, на сегодняшний момент около 100 иностранцев, большая часть которых в настоящий момент из-за сложной эпидемиологической ситуации во всем мире находятся дома в своих странах. В этой связи институт подстраивается под сложившуюся ситуацию и осуществляет дистанционное обучение и для иностранных граждан.


— Как обычно в МАРХИ организуются занятия для иностранных студентов?

Студентам, приезжающим к нам, мы должны сформировать блок занятий, который бы был для них уникальным. Так как они чаще всего не владеют русским языком, мы стараемся подобрать им дисциплины с творческим уклоном — рисунок, живопись, скульптура. Эти предметы очень нравятся иностранным студентам. За время учебы они получают так называемые кредиты (баллы) – 30 кредитов за семестр. Что касается профессионального обучения, то у них обязательны занятия по проекту, за который они также получают кредиты, причем доля кредитов по проекту составляет самое большое количество. Дополнительно иностранные студенты могут изучать и русский язык. Также они нередко выбирают занятия с кафедры «Физическое воспитание». Например, однажды у нас была студентка из Германии, которая даже возглавляла сборную МАРХИ по волейболу.
Очень важно тщательно подбирать преподавателей (руководителей) по проекту, кто не только хочет работать с иностранными студентами, но и хорошо знает иностранный язык. В МАРХИ число владеющих иностранными языками педагогов составляет 150 человек, в среднем на каждой кафедре по 1-2 таких преподавателя. Например, преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды», профессор Оскар Раульевич Мамлеев очень любит работать с иностранцами, а они — с ним. Так, совсем недавно проект иностранного студента, руководителем которого был Оскар Раульевич, с темой  «Моногород: история между рождением и крахом идеи» был высоко оценен Миланским политехническим университетом и  определен для участия в конкурсе RIBA Silver Medal 2020.
Бывает так, что иностранных студентов, приехавших по обменной программе, настолько заинтересовывает учеба в МАРХИ, что они остаются здесь учиться на постоянной основе, параллельно обучаясь за границей и получая в конце обучения двойной диплом. Это же касается и наших студентов. Активно в процессе такого обучения с МАРХИ сотрудничают институты Милана и Марселя.


— Как проходит подготовка наших студентов к выезду за границу по обменной программе?

Отбор российских студентов проводится на регулярной основе путем тестирования на третьем и четвертом курсах бакалавриата. Студенты выбираются из числа активно изучающих иностранные языки, чтобы во время учебы за границей они могли беспрепятственно участвовать во всех учебных и общественных мероприятиях. Немаловажным аспектом является и успеваемость студента по основным предметам, особенно по проектным дисциплинам, ведь они будут представлять МАРХИ за рубежом.


— Чем, на Ваш взгляд, иностранных студентов привлекает учеба в МАРХИ?

МАРХИ – ведущий российский вуз, получивший диплом Валидационного совета ЮНЕСКО – МСА по архитектурному образованию. МАРХИ находится в столице, что является более чем привлекательно для иностранцев, т.к. они не только получают уникальное образование, но и знакомятся с Москвой, с нашей культурой. Кроме того, в МАРХИ совсем другая методика преподавания, индивидуальная, чего нет даже в ведущих европейских вузах. На одного преподавателя фактически приходится 6-8 студентов, что для иностранных студентов удивительно.
В свою очередь и наши студенты, проходящие обучение за границей, приобретают уникальный опыт не просто увидеть другую страну, но и возможность увидеть другу методику преподавания, посмотреть на архитектуру и проектирование с другой стороны.
Иностранцы, приезжающие к нам на учебу, делятся впечатлениями о том, что они видят здесь совсем не то, что ожидали. И их это приятно удивляет. Это происходит из-за действующей в некоторых странах информационной пропаганды против России. В процессе учебы и наши, и иностранные студенты начинают делать совместные проекты, дружить, а в дальнейшем общаться, переписываться. Это все замечательный опыт и расширение кругозора будущих архитекторов.
Преподаватели МАРХИ очень бережно относятся к пониманию архитектуры как отдельному виду искусства, что, к сожалению, в ряде европейских школ уже считается чисто технической наукой. Поэтому иностранным студентам тоже интересно посмотреть на профессию с другого ракурса, и именно поэтому подобные обменные программы, о которых мы говорим, приносят пользу и нашим, и зарубежным студентам.