fbpx

Пленарные доклады

Пленарные доклады

Международная научная конференция «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков», приуроченная к 100-летию создания Высших художественно-технических мастерских в Москве.

Пленарные доклады конференции
«Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков»


Открывают работу Международной научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков» пленарные доклады ведущих специалистов России, Германии, Великобритании, Италии и США, которые раскрывают всю многогранность и важность наследия ВХУТЕМАС для современности.


ВХУТЕМАС как ресурс проектных новаций

Вице-президент РААСН, проректор МАРХИ по научной работе, доктор архитектуры Георгий Васильевич Есаулов в своем пленарном докладе «ВХУТЕМАС как ресурс проектных новаций» рассказывает о роли методологических и методических достижений ВХУТЕМАСа для современной высшей архитектурной школы, где с одной стороны, было заложено новое понимание процесса восприятия как целенаправленного организующего воздействия архитектурных форм и пространств, с другой – утверждена непреходящая роль произведений архитектуры прежних эпох как носителей художественной формы, обладающей качествами, обеспечивающими общую художественную выразительность и вызывающими эмоциональные реакции человека. Автор подчеркивает, что «сегодняшний уровень разработанности теории восприятия в сфере архитектуры определяется исследованиями нейрофизиологических механизмов работы головного мозга, и в то же время опирается на концепты теории архитектуры и градостроительства. Это двуединство, выявленное в исследованиях ВХУТЕМАСа и заявленное в сформированном психоаналитическом методе, методологически продолжает определять направления архитектурных исследований и проектных изысканий». >>>


ВХУТЕМАС: восприятие его современниками сквозь призму истории

Пленарный доклад член-корреспондента РАХ, доктора искусствоведения Владимирова Рувимовича Аронова посвящен вопросу современного восприятия педагогических программ, творческой практики и социальной направленности ВХУТЕМАСа. Описывая исторические факты и документы, анализируя события, происходящие в мировой художественной культуре того времени, автор подчеркивает, что именно сейчас происходит объективная оценка тех событий и «сегодня в фокусе истории можно на примере восприятия ВХУТЕМАСа его современниками ощутить, насколько это было непростое время». >>>


Производственное искусство, художественно-промышленное образование и проектный подход

Проректор МГХПА им. С.Г. Строганов, доктор искусствоведения Александр Николаевич Лаврентьев в своем пленарном выступлении «Производственное искусство, художественно-промышленное образование и проектный подход» рассматривает эволюцию понятий «промышленное искусство» и «производственное искусство», становление которых произошло во ВХУТЕМАСе. А.Н.Лаврентьев отмечает, что импульс ВХУТЕМАСа также «сказывался и в плакатной графике, и в театральном оформлении, оформлении городских пространств, что факультеты были лидерами в развитии профессий, а (…) обучение проектированию нового осуществлялось и новыми педагогическими средствами». >>>


ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН и Баухауз во второй половине 1920-х годов. К истории связей

Профессор Университета в Кенте (Великобритания), доктор наук Кристиана Лоддер в своем докладе прослеживает творческие связи и реальные контакты между двумя авангардными художественными школами: ВХУТЕМАСом и Баухаузом. Деятельность этих двух крупнейших архитектурно-художественных школ автор рассматривает через призму архивных документов, материалов выставок и существующих современных публикаций. >>>


Москва/Париж: французское эхо ВХУТЕМАСа

Французский историк архитектуры, доктор наук, профессор Института Искусств в Университете Нью-Йорка (США) Жан-Луи Коэн в своем пленарном докладе подробно рассказывает о студенческих архитектурных проектах, представленных в галереях Гран-Пале по случаю Выставки Декоративных и Промышленных искусств 1925 года, где параллельно участвовали Мельников (Павильон) и Родченко (Рабочий клуб).
Автор, лично знакомый с С.О.Хан-Магомедовым, А.Стригалевым, К.С.Мельниковым, прекрасно знающий культурную жизнь Франции того времени, живо и интересно рассказывает как отразилась деятельность ВХУТЕМАСа на французском искусстве. >>>

Доклад автор приведен на языке оригинала
с русскими субтитрами.


Цвет в архитектуре и преподавание композиции цвета во ВХУТЕМАСе/ВХУТЕИНе

Итальянский ученый Маурицио Мериджи, профессор Миланского политехнического университета, автор многочисленных статей о ВХУТЕМАСе в своем пленарном докладе «Цвет в архитектуре и преподавание композиции цвета во ВХУТЕМАСе / ВХУТЕИНе» рассказывает об обучении “цвету” как автономном элементе композиции. Именно «цвет» был предметом исследования на нескольких факультетах ВХУТЕМАСа/ВХУТЕИНа: Основном отделении, Живописном факультете и Архфаке. Автор рассматривает творчество нескольких наиболее ярких представителей школы ВХУТЕМАСа: Александра Родченко, Владимира Кринского и Николая Ладовского, как наиболее полно сформировавших концепцию «цвета» для современного проектного мышления. >>>


Доклад автор приведен на английском языке
с русскими субтитрами.


Художественная культура, образование и дизайн 1920-х годов. Столетие трех школ: ВХУТЕМАС. Баухауз и Факультет архитектуры Римского университета

Пленарный доклад профессора Римского университета «La Sapienza» (Италия) кандидата наук Федерики Даль Фалько посвящен сопоставлению трех знаковых художественных школ ВХУТЕМАС, Баухауз и Факультета архитектуры Римского университета, которые оставили значительный след в мировой культуре.
В докладе Ф.Даль Фалько явственно прослеживается интерес автора к сопоставлению художественных истоков трех ведущих авангардных школ. Автор подчеркивает, что именно благодаря «высшей международной значимости ВХУТЕМАСа и Баухауза возможно понять, как могут развиваться различные творческие культуры, находя точки взаимного научного, дидактического и педагогического интереса к актуальности». >>>

Доклад автор приведен на английском языке
с русскими субтитрами


Московские государственные высшие художественно-технические мастерские и Баухауз

Пленарный доклад «Московские государственные высшие художественно-технические мастерские и Баухауз» доктора наук, профессора Университета Вупперталь (Германия) Кристиане Пост раскрывает все грани существования в едином культурном процессе двух школ ВХУТЕМАСа и Баухаза. По мнению автора, эти две школы имени радикальные педагогические концепции, но, тем не менее двигались в унисон. Обмен между двумя учебными заведениями происходил посредством выставок, гостевых лекций, встреч, публикаций в авангардных журналах и периодических изданиях. Примечательно, что деятельность ВХУТЕМАСа автор рассматривает через призму понятийных явлений, присущих немецкой школе Баухауз. >>>

Доклад автор приведен на английском языке
с русскими субтитрами.