fbpx

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович — 150 лет

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович — 150 лет

25.03.1871, Будапешт
16.05.1960, Москва

Игорь Эммануилович Грабарь – одна из наиболее самобытных и оригинальных фигур в отечественном искусствоведении ХХ столетия. Широкий диапазон его интересов и увлечений, неиссякаемая энергия позволили ему опробовать свои силы и талант в самых различных отраслях знаний и искусств. За свои заслуги он был избран действительным членом Императорской Академии Художеств (1913), действительным членом АН СССР (1943), действительным членом АХ СССР (1947).

Переехав в 1876 году со своей семьей в Российскую империю, Игорь Храбров (позднее он вернет себе фамилию Грабарь) обучался в 1880-х годах в гимназии Рязанской губернии, затем в московском лицее (завершил в 1889 году с золотой медалью), а в 1893 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (параллельно прослушав курс лекций на историко-филологическом факультете). Поступив в класс И. Е. Репина при Петербургской Академии художеств, он вскоре уехал на обучение живописи и рисунку в Мюнхен (школа А.Ашбе). По возвращению в Санкт-Петербург оказался среди выдающихся деятелей Серебряного века, участвуя в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Кроме участия в живописных выставках и салонах, он с увлечением работал и публиковал статьи  по истории искусства и архитектуры в сборниках «Зодчий», «Старые годы»,  «Нива», «Аполлон», «Весы», «Мир искусства», «Художественные сокровища России» и других. В эти годы он активно путешествовал не только по Западной Европе и Ближнему Востоку, но и по России, совершая экспедиции в Архангельскую и Вологодскую губернии.

Переехав в Москву, он при поддержке И.Кнебеля начинает издательский проект с по созданию первой «Истории русского искусства».  Масштабный замысел объединил вокруг И.Грабаря талантливых участников, среди которых было немало даровивтых архитекторов, таких как И.Фомин, А.Щусев и другие. Очерки по истории русской архитектуры  во многом занимали в этом издании существенное место.  Впервые были подробно освещены и обобщены находки по истории древнерусской архитектуры, выявлены  новые материалы по московской архитектурной школе XVIII века.  С 1908 по 1914 годы были изданы только пять томов, после разгрома в 1915 г. московского издательства Кнебеля, проект был остановлен.

Архитектурный опыт И.Э.Грабаря приходится на 1909 – 1914 гг., когда он участвовал в проектировании и строительстве подмосковной частной лечебницы по приглашению наследников крупного терапевта – Григория Захарьина. Заказ на строительство  больницы – мемориала был выполнен художником в «палладианском духе классической простоты, гармонии и красоты», хотя первые эскизы больше отражали архитектурные формы стиля ампир, который он глубоко изучал в период изучения биографии Д.Жилярди, О.Бове, К.-Н.Леду и Ж.-Ф.Тома де Томона. О появлении своего увлечения палладианством И.Грабарь сообщал в письмах 1908 г. к А.Н.Бенуа: «Только что вернулся из Италии Жолтовский, он откопал целый ряд вилл Палладио, никому неизвестных. Чудеса в решете. Я видел фотографии. Ни книжка самого Палладио,  ни два тома Скамоцци не дают о них представления!».

В ходе разработки рабочего проекта И.Грабарь совершал регулярные поездки  по Северной Италии, где он  «обошел пешком все виллы, о которых Палладио упоминает в своей книге об архитектуре». Впоследствии московский художник описывал свои открытия: «Шаг за шагом раскрывался передо мною несравненный гений этого человека, величайшего из великих … Я обмерял, зарисовывал и фотографировал. Каждый день приносил что-нибудь новое, неожиданное и неслыханное». Он обдумывал специальное издание об этих постройках А.Палладио, надеясь на финансовую поддержку А.Г.Подгорецкой – заказчицы больничного строительства.

Кроме И.Грабаря в проектировании и строительстве клиники Захарьиных участвовали опытные петербургские архитекторы А.И.Клейн и А.В.Розенберг. Их  совместное творчество началось еще с 1903 г., когда их конкурсный проект на создание больницы имени Петра Великого был признан лучшим (ныне «Комплекс зданий Медицинской академии им. И.И.Мечникова и Клинической больницы им. Петра Великого» (1907-1922, Санкт-Петебург, Пискаревский пр., 47). Благодаря этой успешной работе они были привлечены к московскому объекту, которому они посвятили статью: «Больница имени С.Г.Захарьина в имении Куркино», изданную в журнале «Зодчий» в августе 1912 г. И.Грабарь планировал оформить интерьеры корпусов росписями в богатом  ренессансном стиле. Однако намеченные отделочные работы в зданиях этого медицинского комплекса выполнить не успели из-за начала военных действий в 1914 г., когда здесь был организован госпиталь для раненных.

В дальнейшем, И.Грабарь отказался от участия в строительных работах: «Не успел я окончить стройку, как мне она уже разонравилась. Я видел множество недостатков, от которых надеялся отрешиться в следующих постройках. Им, однако, не суждено было осуществиться: «История русского искусства» властно потребовала выбора — либо прекратить издание, либо временно оставить архитектурное творчество. Пришлось избрать второе».[1] К проекту по изданию Истории русского искусства И.Э.Грабарь вернулся в середине ХХ в. При его участии были подготовлены первые восемь томов, где исследователем были написаны многие разделы по истории русской архитектуры. Для этого издания И.Э.Грабарь выполнил серию иллюстраций – реконструкций утраченных исторических памятников или нереализованных архитектурных проектов.  Исследователь активно привлекал своих учеников и аспирантов к работе в жанре научных (графических) реконструкций. Среди его воспитанников необходимо отметить деятельность К.К.Лопяло, выпускника МАРХИ (1939 г.) и Художественного института им. В.И. Сурикова (1950 г.) Они совместно в Институте истории искусств  выполнили «реконструкции таких московских памятников, как собор Заиконоспасского монастыря Меншикова башня, а также первоначального вида дворца А.Д.Меншикова, Арсенала, въездной арки и конного двора в Петровском-Разумовском и многих других».[2] В выполненных по документам и материалам И.Э.Грабаря графических листах К.К.Лопяло «Архитектор и художник словно дополняли друг друга: свои реконструкции памятников он превращал в настоящие картины, далекие от сухой чертежной манеры, а на холсте изображал архитектуру с удивительной точностью» [3]. (см. рис. 3)

Особая страница деятельности И.Э.Грабаря связана с созданием отечественной школы научной реставрации, организацией им охраны архитектурных памятников в России. Как талантливый педагог и основатель многих научных и учебных центров, он имел не мало учеников, аспирантов и последователей его начинаний.

Вклад И.Э.Грабаря трудно переоценить, недаром  Государственный институт искусствознания Российской Федерации и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, которые долгие годы возглавлял этот талантливый художник и выдающийся ученый, носят его имя.

Клименко Ю.Г.


[1] Грабарь И.Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках /Сост., вступит. ст. и коммент. В.М. Володарского. М., 2001. С. 227.

[2] Старинная Москва. Реконструкции К.К.Лопяло. М., 1989. С. 5.

[3] Агратина Е. Карл Карлович Лопяло. 1914–1979. К 100-летию со дня рождения // Искусствознание. М.: 2014, № 3–4. С. 497. [492-522].

© Московский архитектурный институт (государственная академия)

© Коллектив авторов, 2019

© Издательский дом Руденцовых


© Все права сохранены

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна


%d такие блоггеры, как: