fbpx

Международная научно-практическая конференция «Архитектура и дизайн в цифровую эпоху»

Международная научно-практическая конференция «Архитектура и дизайн в цифровую эпоху»

Состоялось открытие Международной научно-практической конференции «Архитектура и дизайн в цифровую эпоху», посвященной междисциплинарным исследованиям современной цифровой проектной культуры в архитектуре, дизайне, художественном творчестве. Конференция проводится в дистанционном видеоформате.

Конференция продолжает традицию междисциплинарных встреч архитекторов, дизайнеров, художников, теоретиков и историков дизайна и архитектуры, организованных РАХ, МАРХИ и МГХПА им. С.Г. Строганова в течение 2010-х годов. В эту серию совместных Международных научных конференций входит и триада научных форумов, посвященных 100-летию авангардных школ архитектуры и дизайна (Баухауз, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН), включавшая многие аспекты использования цифровых технологий в проектно-художественной и исследовательской деятельности.

Цикл Международных научно-практических конференций МАРХИ «Наука, образование и экспериментальное проектирование» (2020, 2021) также касается современного проектного инструментария архитектора. В 2020 и 2021 годах эти вопросы рассматривались в рамках отдельных секций, посвященным процессам интеграции информационно-компьютерных технологий и архитектуры, становлению новых проектных технологий.

Широкий спектр представленных на нынешней конференции докладов включает, помимо блока художественного, архитектурного и дизайнерского образования, обзор расширяющейся сферы цифрового проектирования. Увеличение времени, проводимого перед экранами, обострило проблемы пользовательского интерфейса (user interface), поиска удобной и рациональной организации информационного пространства. Архитектура и дизайн вошли в число проектных этапов разработки цифровых продуктов. Само появление термина – «дизайн продукта» (product design) приобрело новый смысл в контексте интернет-пространства. Компьютерная анимация стала повседневным композиционным средством при создании плаката, художественной или рекламной фотографии, обычного шрифтового объявления и т.д. Одной из актуальных проблем остается выработка творческого отношения к возможностям цифровых технологий, программного обеспечения, сопряжения реального и виртуального миров.

Переход образовательных, выставочных и общекультурных проектов в режим онлайн привел к появлению новых жанров учебных курсов, выставок, интернет-экскурсий.

Материалы конференции свидетельствуют о завершении процесса «цифровизации» проектного поля и распределении функций – исполнительских, креативных, технологических в процессе создания объектов от замысла до воплощения. Само проектирование становится технологией, производством.

В архитектуре и дизайне эта революция касается не только процесса проектирования и программного инструментария, но и применения композитных материалов, порожденных компьютерными технологиями, роботизации производства, использования 3-d печати объектов любого размера, насыщения поверхностей изделий, интерьеров, зданий всевозможными экранными и светодиодными элементами, новыми «умными» отделочными материалами. Все это меняет представления о том, как и из чего мы строим пространственную среду.

Начиная с 1990-х годов компьютерная технология укоренилась в архитектурном проектировании и последующих технологических процессах строительства. Что не могло не повлиять на восприятие архитектурного пространства, проектные образы и модели пространства, включая и виртуальные пространства.

Цифровая технология стала основным каналом коммуникации в производстве и проектной деятельности, своего рода движущей силой, полем проектирования. Цифровые медиа уже повлияли на понимание пространства как образно-художественной категории в архитектуре и дизайне.

Среди обсуждаемых тем конференции можно выделить следующие:

— Современная визуальная культура, архитектура, дизайн и компьютерные технологии. Обзор мировых тенденций.

— Надежды на раскрытие художественного потенциала в архитектурном, дизайнерском проектировании с помощью компьютерных технологий и возникающие проблемы и парадоксы.

— Переосмысление исторически сложившихся видов проектного творчества с учетом новых возможностей использования цифровых технологий.

— Можно ли говорить уже о завершении первого исторического периода цифровой эпохи в проектном творчестве начала ХХI века.

— Произведение искусства в цифровую эпоху. Как влияют компьютерные технологии на классические виды искусства.

— Разработка новых или усовершенствование уже имеющихся программных продуктов влияет не только на эффективность (учет разнообразных факторов) и скорость проектирования, но и на образно-стилевые характеристики результата. Насколько и зависит ли образное мышление проектировщиков от возможностей программных продуктов.

— Что меняется в архитектурно-дизайнерской школе в связи с вызовами времени, «цифровой трансформацией» экономики, новыми моделями образования.

Доклады конференции охватывают несколько ключевых для современной теории и практики проектирования направлений, сгруппированных в секциях.

В первой части авторы делятся своим видением социальных аспектов и культуры проектирования в архитектуре и дизайне цифровой эпохи.

Во втором блоке собраны доклады, в которых представлены современные проектные стратегии в различных областях предметно-пространственной среды: от градостроительства и архитектуры зданий – до отдельных фрагментов интерьера. Здесь можно говорить о своеобразных, уже определившихся «цифровых универсалиях» в подходах к их системному осмыслению, учете возможностей «интеллектуальной предметной среды» от городского освещения до концепций «умного дома». При этом каждая отдельная область дизайна – будь то комплексное проектирование транспортного средства, костюма, ткани или музейной экспозиции опирается на свой цифровой проектный инструментарий.

В третьей секции собраны выступления педагогов архитектурно-дизайнерских вузов, которые делятся опытом дистанционного образования и использования цифровых технологий в обучении проектированию.

Доклады завершающей секции посвящены теме художественного эксперимента, эстетике цифровых и до-цифровых медиа, имеющих общие основания в виде методов формообразования, философско-эстетических концепций, идей программирования в искусстве.

Организаторы рассматривают конференцию как одну из возможных площадок для сетевого обмена информацией, точками зрения на современные процессы, происходящие в архитектуре и дизайне в начале XXI века.

От организаторов конференции:

Д.О. Швидковского, Г.В. Есаулова, С.В. Курасова, А.Н. Лаврентьева, В.Р. Аронова

%d такие блоггеры, как: