Большой Московский цирк – 50 лет

Большой Московский цирк крупнейший цирк в Европе, расположен в Москве у пересечения проспекта Вернадского с Ломоносовским проспектом недалеко от станции метро «Университет»
Цирк в Москве на проспекте Вернадского (1967–1971)
Важное место в ряду общественных зданий, спроектированных в СССР в конце 1960-х годов занимает здание цирка в Москве на проспекте Вернадского (архитекторы Я.Б. Белопольский, Е.П. Вулых, В.И. Хавин, С.С. Феоктистов; инженеры С.Г. Кривин, И.В. Лисицын).
Удобное транспортное расположение участка в городе, близость парковых массивов предопределили появление здесь ряда общественных объектов. Следуя градостроительным условиям, авторы предложили лаконичную выразительную форму здания, увенчанную куполом, одним из первых грандиозных куполов в Москве. Современность решения постройки, выраженная в сочетании закрытых и открытых пространств, материалов и форм как характеристика художественного качества сохраняется уже на протяжении полувека.


Объёмно-пространственная композиция здания построена на сочетании платформы стилобата и возвышающегося над ней зрительного зала, перекрытого куполом. Обслуживающие помещения находятся в стилобате.
Ясно читаемая на фоне парковой зелени и сдержанности облика окружающей жилой застройки, форма здания привлекает внимание ассоциативной близостью к традиционным цирковым шатрам и совершенством геометрической чистоты купольного силуэта. «Сочная» ломаная линия, венчающая низ купола, придаёт композиции здания выразительность и завершённость.
Остеклённые стены кольцевого фойе раскрывают его пространство в парковую зону, обогащая впечатления зрителей меняющимися образами природы, панорамой Юго-Запада столицы и силуэтом МГУ.
Впервые в практике проектирования цирков авторы разработали оригинальную планировочную структуру объекта с кольцевым вестибюлем и фойе, позволившую разделить потоки зрителей и артистов. Кольцевой обход спроектирован и на уровне манежа, что кардинально расширило постановочные возможности труппы.
Здание цирка стало одним из ярких примеров архитектуры советского модернизма.
Новаторское технологическое решение арены цирка со сменными манежами, позволяющее осуществлять различные постановки и использовать широкий спектр сценических эффектов, было отмечено ГК СМ СССР по делам изобретений и открытий авторским свидетельством № 546698 от 25 октября 1976 года.
Объем здания более 160 тыс. куб.м.
Здание имеет вместимость 3400 зрителей и состоит из двух основных частей: зрительного зала с вестибюлем, гардеробами, фойе, буфетами и другими обслуживающими помещениями; административно-хозяйственного комплекса с артистическими уборными, репетиционным манежем, столовой для артистов и административного персонала, блоком конюшен и зверинца, производственными мастерскими, складами и помещениями для инженерного оборудования.
Кольцевая планировочная структура здания обеспечивает разделение потоков зрителей и артистов, кольцевой постановочный обход на уровне манежа, ускоряет заполнение и эвакуацию зрительного зала и удобна для работы гардеробов.
Артистические уборные сконцентрированы вокруг репетиционного манежа, находящегося на одном уровне с основным манежем. Вблизи находятся выход в зал (форганг), артистический проход, здесь же – конюшни (на 30 лошадей), зверинец и слоновник, примыкающие к световым дворикам, используемым для выгула животных.
Использование оригинальной технологии организации арены при помощи 400-тонного винтового грузоподъёмника, применение накатных фур игровых манежей, бассейна для водных представлений и манежа с ледяным катком обеспечивает широкий спектр постановочных возможностей и динамичную (в течение нескольких минут) смену необходимых реквизитов.
Складчатая форма купола использована для создания технического чердачного пространства, обеспечивающего доступ на колосники артистам и техническому персоналу.
Здание оснащено необходимой системой инженерного оборудования.
В качестве конструктивной основы здания, представляющей круг диаметром 100 м, применена пространственная металлическая конструкция купольного покрытия, состоящая в центральной части из 24 радиальных треугольных складчатых ферм, опирающихся на стальные колонны и имеющих 18-метровые консоли. Конструкции амфитеатра и трюма выполнены из сборного и монолитного железобетона, другие части постройки собраны из типовых сборных железобетонных конструкций. Внутри и снаружи купол покрыт листами алюминия.
Г.В. Есаулов
Литература:
Белопольский Я.Б. Каталог выставки. – М., 1976.
Есаулов Георгий. Яков Белопольский. – М., 2009