fbpx

Выставка В.И. ЛОКТЕВА в Галерее ВХУТЕМАС

Выставка В.И. ЛОКТЕВА в Галерее ВХУТЕМАС

В Галерее ВХУТЕМАС продолжает свою работу выставка, посвященная «композиционной школе» В.И. Локтева.

Выставка была задумана директором Музея МАРХИ Л.И. Ивановой-Веэн совместно с С.В.Тимербаевой в рамках ежегодной международной конференции, где на данную тему в секции «История архитектурно-художественного образования» была выделена подсекция «Композиционная школа В.И. Локтева». На эту тему было представлено пять докладов от Музея МАРХИ (С.В. Тимербаева); АСИ УГНТУ (Ю.В. Расулева, Д.Р. Кудашева) и НГАУДИ (Е. А. Ханнанова, Е.К. Овечкина). Так же была представлена небольшая экспозиция о композиционном курсе В.И. Локтева, организованная Музеем МАРХИ совместно с  АСИ УГНТУ.

В.И. Локтев (1934-2018) наиболее широко известен как основатель направления «Летающая архитектура», выставки его работ были в Манеже, Третьяковской Галерее, в Галерее ВХУТЕМАС и других. Его «Летающие города» хранятся в Музее Архитектуры им. Щусева, в Третьяковской галерее, в частных коллекциях. В научной среде В.И. Локтева знают как автора теории архитектурного и изобразительного полифонизма.

На выставке представлена наименее известная часть деятельности В.И. Локтева, а именно его преподавательская работа в МАРХИ. Этой деятельности В.И. Локтев посвятил 33 года (1979-2012). В 1985 году В.И. Локтев на основе своих исследований  создал авторскую дисциплину «Проблемы композиции и художественного мастерства» для студентов 5 и 6 курсов, которая читалась на факультетах специальной подготовки и магистратуры по направлениям: архитектура общественных и жилых зданий, градостроительство и промышленная архитектура. Для реализации дисциплины была создана Междисциплинарная лаборатория композиционных проблем (1989), которой В.И. Локтев руководил в течение 23 лет.

Экспозиция состоит из трех блоков: методической работы В.И. Локтева по курсу композиции (1980-е гг.); работы студентов по дисциплине «Проблемы композиции и художественного мастерства» (1990-е гг.), выполненные под руководством В.И. Локтева; работы филиала композиционной школы В.И. Локтева в Уфе (1994-2021).

Первые два блока составляют экспонаты из коллекции Музея МАРХИ. Особый интерес представляют схемы, составленные В.И. Локтевым о наполнении курса, его структуре и встраивании в общую систему образования архитектора. Студенческие работы, представляющие разные форматы практических упражнений по композиционной дисциплине В.И. Локтева.

В третьем блоке представлены работы уфимской композиционной школы, развивающей метод композиционного анализа В.И. Локтева, которую возглавляет Ю.В. Расулева. Экспозиция третьего блока, представляет собой отчетный планшет о результатах работы за 27 лет, с того момента когда на кафедре «Архитектура» УГНТУ был создан филиал межкафедральной лаборатории-мастерской Композиционных проблем МАРХИ.

В основу разработок по развитию метода композиционного анализа и внедрения его в учебный процесс была положена кандидатская диссертация Ю.В. Расулевой, выполненная под руководством В.И. Локтева и защищенная в МАРХИ в 1993 году на тему «Композиционные проблемы наследования художественной традиции в архитектуре «неорусского стиля». Диссертация легла в основу авторского элективного курса Ю.В. Расулевой «Стилизация в архитектуре» для студентов специальности «Архитектура» (5,6 семестры обучения). Курс задал новый виток развития метода композиционного анализа В.И. Локтева в имплозивных техниках проектирования и формообразования, на базе которых в АСИ УГНТУ возникла региональная научная школа «Уфимской имплозии». В 2020 году для популяризации композиционного метода В.И. Локтева его учениками была создана АНО «Лаборатория художественных проекций им. В.И. Локтева».

Про ФИЛЬМ.

В 1994 году в УГНТУ был создан филиал лаборатории композиционных проблем МАРХИ, где методология В. И. Локтева получила творческое развитие под руководством его ученицы, кандидата архитектуры, профессора кафедры архитектуры УГНТУ Ю.В. Расулевой. Инструменты методологии стали более контекстуальными, а телесное переживание формообразования закрепилось как базовое в процессе обучения архитектурной композиции. Это ярко продемонстрировал краткометражный фильм «Композиционные методы архитекторов ХХ вв. Избранные жесты», получивший диплом Баухауса в 2004 году.

%d такие блоггеры, как: