fbpx

Клериссо Шарль-Луи — 300 лет

Клериссо Шарль-Луи — 300 лет

Клериссо Шарль-Луи
Clérisseau, Charles-Louis
28.08.1721 – 09.01.1820

Талантливый парижский архитектор и художник Ш.-Л.Клериссо за свою почти столетнюю жизнь обучался и работал в интернациональной среде вместе с лучшими профессионалами. Он не был ограничен пределами Франции, подолгу жил в Италии, работал в Англии, очень много путешествовал. Среди заказчиков этого архитектора – крупнейшие меценаты века и коронованные особы разных стран. Однако многим из них масштаб его архитектурных замыслов, казался неисполнимым.

Ш.-Л.Клериссо был учеником Жермена Боффрана (1667-1754) – известного архитектора, скульптора, инженера и историка архитектуры. Среди его многочисленных построек в Париже и пригороде: Оранжерея в Версале, библиотека Арсенала, здание Опера, Ратуша, Дворец Правосудия, отель Д’Аржансон, отель де Торси, отделка отеля Субиз и многие другие архитектурные произведения. Значительная часть из них принесла славу  Ж.Боффрану как одному из лучших зодчих Франции стиля рококо.  В 1746 г. его молодой воспитанник — Ш.-Л.Клериссо, стал обладателем золотой медали Королевской Академии Архитектуры, получив главный приз в конкурсном проекте 1745 г. Согласно академической программе нужно было спроектировать «партикулярный отель без сада на территории в 40 туазов шириной…». Благодаря победе в этом конкурсе, он с 1749 по 1751 гг. в качестве пенсионера короля совершенствовал свое архитектурное образование во Французской Академии в Риме, живя во дворце Манчини на ул. Корсо. После окончания срока он не вернулся во Францию, а остался в Италии, совершая путешествия на север до Венеции и на юг до Пестума. Вместо положенного срока в три года, Ш.-Л.Клериссо пробыл в Италии более семнадцати лет, изучая архитектурные римские древности.

Его талант рисовальщика стал причиной стремительного успеха в итальянской среде. Ш.-Л.Клериссо упоминается в издании  И.Винкельмана «Заметки об архитектуре древних», который называл французского архитектора в переписке  «своим добрым другом». Находясь в хороших отношениях с Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) и кардиналом Алессандро Альбани, Ш.-Л.Клериссо вместе с братьями Адамами и другими состоятельными любителями древностей много путешествовал по Италии. Склонность мастера к анализу и изучению архитектуры прошлого не ограничивалась фиксацией руин, хотя благодаря успеху и признанию его графических и живописных  талантов, он был принят в королевскую Академию живописи и скульптуры.

  Ш.-Л.Клериссо обследовал вместе с Дж.Б. Пиранези руины виллы Андриана[1], выполнив археологические обмеры.  В 1757 г. он с Р.Адамом и аббатом П.Грантом посещал Неаполь для рисования Геркуланума. Летом в Риме он рисовал термы Каракаллы и планировал переиздать вместе с Р.Адамом «Античные здания Рима» Дегоде (1682). Осенью они совершили совместное путешествие по Северной Италии.  После возвращения он работали над реконструкцией плана виллы Андриана в Тиволи, терм Каракаллы и Диоклетиана в Риме. В этих поездках Ш.-Л.Клериссо выступал как эксперт, обучая Роберта Адама, а позднее и его брата, всему необходимому: орнаментам, архитектурной композиции и археологическим обмерам. Особенно в его талантах нуждались английские коллеги при подготовке научных публикаций, требования к которым были высоки, учитывая  особую популярность историко-архитектурных изданий. В их команде участвовал также Лорена-Бенуа Деве (1731-1812), который помогал выполнять планы и реконструкции. Летом они отправились в Истрию и Долмацию, через Венецию. Целью экспедиции была публикация тогда еще очень мало известных памятников Спалато (ныне Сплит). В течении нескольких лет Ш.-Л.Клериссо с командой работал над изданием увража «Руины дворца Диоклетиана в Спалато»[2].  К сожалению, эта публикация в 1764 вышла под именем одного лишь Р.Адама.

По совету И.Винкельмана в 1767 г. Ш.-Л.Клериссо предпринял путешествие по югу Франции с археологической целью. Выполняя обмеры в городах: Ним, Оранж, Арль, Сен-Реми, ему удалось к 1778 г. издать первую часть увража «Памятники античности Франции. Памятники Нима»[3].  Здесь были предложены авторские научные реконструкции ряда архитектурных  объектов, отличные от версий  А.Палладио и других предшественников.  Признание заслуг в спасении древностей от разрушения и качестве  фиксационных документов высоко оценил И.Винкельман в письме от 3 февраля 1768 г., поздравлявшего Клериссо с «самым прекрасным и самым точным изображением античных памятников Нима».

Продолжением этого проекта явилась вторая часть увража Ш.-Л.Клериссо, частично ставшей переизданием первого с дополнениями[4]. Публикация 1804 г. в двух томах была во многом подготовлена благодаря стараниям  его зятя Жака Гийома Леграна (1743-1808)-известного парижского архитектора, инженера и теоретика. 

Посвятив себя изучению  античной архитектуры, Ш.-Л.Клериссо, проживший 99 лет, неоднократно повторял о пользе выполнения будущими архитекторами обмеров, исторического анализа и работе в жанре реконструкций произведений древности. С оптимизмом «человека эпохи Просвещения» он настаивал на их обучении «в античных развалинах, которое дает на его взгляд,  очень большое преимущество, которое учит приносить частности в жертву целому и точно улавливать характер, заключенный в каждой из наших построек».  Для него как для практикующего архитектора ценность в изучаемом материале позволяла передавать «идею грандиозности и царственного величия… искусства, которое характеризует главным образом античную архитектуру». 

Для русской историко-архитектурной школы неоценим талант Ш.-Л.-Клериссо – создателя архитектурных фантазий – гуашевых «коллажей» из античных элементов. Покупка Екатериной II портфелей с графическим наследием художника (1780 и 1788 гг.) была призвана вдохновлять не только саму заказчицу, но её архитекторов.

Первый опыт  работы Ш.-Л.-Клериссо по заказу российской императрицы трудно назвать успешным. Желание Екатерины II получить в 1773 г. архитектурный проект «античного дома» для строительства в саду Царского Села увлекло французского мастера, который исполнил и прислал план грандиозного по замыслу ансамбля дворца, за которым последовал очевидный отказ. Другим проектом, отправленным в Санкт-Петербург, был проект Музеума, тщательно разработанный художником в ряде архитектурных проекций. Оставшийся не реализованным, он настолько впечатлил заказчицу, что она предложила исполнить архитектору рисунок и модель триумфальных городских ворот из Петербурга в Москву. После их получения  императрица в 1781 г. назначила Ш.-Л. Клериссо «Первым архитектором Ея императорского Величества», который к этому времени был уже награжден титулом «почетного сочлена» Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (1779 г.).

 Творческое наследие Ш.-Л.Клериссо оказало существенное влияние на формирование вкуса и стиля  в архитектурных кругах не только западноевропейских стран, но и значительно более широко[5].

 Клименко Ю.Г.


[1] Энтузиазм открытий не могли омрачить многочисленные трудности: «…когда Пиранези и Клериссо впервые обмеряли  и  рисовали виллу Адриана в Тиволи, они должны были прокладывать там ударами топора проходы сквозь заросли кустарника и затем разводить огонь, чтобы отгонять змей и скорпионов. Эти предосторожности …создали им в глазах местных обитателей по меньшей мере репутацию колдунов».- ErouartG., Mosser M. A propos de la “Notice historique sur la vie et les ouvrages de J.-B.Piranesi”: origine et fortune d’une biographie // Piranese et Français, 1978. P.233.

[2] Adam R. Ruins of the Рalace of the Emperor Diocletian at Spalatro in Dalmatia. [n/p] 1764.

[3] Clérisseau, Charles-Louis.  Antiquités de la France, Prèmiere partie: Monumens de Nismes. Paris: P.D. Pièrres. 1778.

Charles-Louis Clérisseau (1721-1820). Dessins du Musée de l’Ermitage, Paris, Musée du Louvre, Réunion des Musées Nationaux, 1995.

[4]  Clérisseau…  Р. 15. Jacques-Guillaume Legrand Histoire abrégée de la ville de Nisme et de ses antiquités, Paris, 1804.

[5] Архитектурные работы Ш.-Л.Клериссо распространялись и на заказчиков из Соединенных Штатов Америки. Известно о его сотрудничестве с  послом этой страны — Т.Джефферсоном в 1785 г.

© Московский архитектурный институт (государственная академия)

© Коллектив авторов, 2019

© Издательский дом Руденцовых


© Все права сохранены

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна


%d такие блоггеры, как: