fbpx

«Научный полк»: диссертация Любови Залесской

«Научный полк»: диссертация Любови Залесской

Сегодня в центре нашего внимания диссертация Любови Сергеевны Залесской «Озеленение городов средней Азии».  

Любовь Сергеевна — одна из виднейших советских архитекторов. О ней принято говорить как об основоположнице советской ландшафтной архитектуры. Любовь Залесская родилась в семье Сергея Борсиовича Залесского, архитектора русского модерна, автора ВоенТорга.

Л. С. Залесская

В 1929 году Л.С. Залесская окончила архитектурный факультет ВХУТЕИНа. С 1939 года — преподаватель МАРХИ. В 1939-1943 годах кафедра не раз меняла название, в том числе включая «Садово-парковое строительство», позже кафедра получила своё современное название — «Градостроительство». В предвоенное десятилетие Любовь Сергеевна принимала участие в проектировании целого ряда парков как в Москве, так и в других городах СССР.

Выбор темы, вырастающей из творческой деятельности автора, вполне очевиден. Впрочем… Свой отпечаток наносит эвакуация, в которой Любовь Сергеевна и занималась разработкой темы. Защищена была диссертация уже после Войны — в 1946 году.

Однако, коррекция темы в пользу Средней Азии, позволила раскрыть весь потенциал архитектурного озеленения как раз на примере этого региона.

Титул и введение диссертации

Во введении к работе Любовь Сергеевна пишет:

«… нигде зелень не является столь необходимой, как в Средней Азии с её ярким солнцем, знойными ветрами, несущими пыль. … Благодаря системе орошения и плодородным почвам, деревья растут как нигде и достигают огромной высоты и мощности. Сочетание небольших одноэтажных домов и высоких красивых деревьев придаёт особый характер среднеазиатскому городу, его силуэту с рядами пирамидальных тополей, его улицам с двумя, а чаще четырьмя рядами деревьев, где деревья кажутся важнее домов, как по своему значению, так и по размерам. Здесь действительно можно говорить о «зелёной архитектуре». «

И добавляет «к озеленению нужно подходить как градостроитель«.

Иллюстрации к работе — деревья.

Как и другие работы этого времени, диссертацию сопровождает большое количество иллюстраций, выполненных в ручной графике. Здесь и виды деревьев, и зарисовки построек, и разворачивающиеся в этой архитектурно-природной среде сценки бытовой жизни.

Иллюстрации к работе – архитектура, бытовые сценки

Но в отличие от диссертаций, защищённых в годы Войны, послевоенный период позволяет включить в текст фотографии с зарисовок.

Интересно, что в своей диссертации Любовь Залесская не только упоминает исследование, но и использует зарисовки и обмеры В.Л. Ворониной, о диссертации которой мы писали неделю назад.

Иллюстрации из материалов Ворониной

Защита диссертации состоялась уже после Войны — в 1946 году. Победа была одержана, восстановление городов началось. Возможно, в связи с этим, лишних слов о необходимости этих задач в диссертации уже нет. Зато строительство новых кварталов, микрорайнов, городов — озеленённых, с парками, комфортных для жизни — это, конечно, укладывается в эти задачи. 

Проектные предложения Залесской

В 1949 году по материалам диссертации Залесская опубликовала монографию. В конце 1940-х — 1950-х годов совместно с советским ботаником Н.В. Цициным Залесская проектировала Главный Ботанический сад АН АСССР (ныне Главный Ботанический сад РАН имени Н.В. Цицина), работала над озеленением центральной аллеи некоторых других частей ВСХВ (ВДНХ). В послевоенное длительное время была преподавателем, профессором МАРХИ. Под её руководством и при её консультировании защищён ряд кандидатских диссертаций.

%d такие блоггеры, как:
Яндекс.Метрика