fbpx

«Научный полк»: Памятник 1200 гвардейцам в Кенигсберге

«Научный полк»: Памятник 1200 гвардейцам в Кенигсберге

Архитекторы Иннокентий Мельчаков и Саркис Нанушьян – авторы первого проекта в память о подвигах советских солдат во время войны, получившего реальное воплощение. Появлению Памятника 1200 гвардейцам предшествовал один из героических эпизодов войны.

В апреле 1945 года произошло одно из самых кровопролитных сражений, вошедшее в историю войны как штурм Кенигсберга. Победа в этой битве была решающей для скорейшего исхода войны. Исторические источники утверждают, что комендант Кенигсберга получил личный приказ фюрера – во что бы то ни стало удержать город, поэтому на его оборону были отправлены самые мощные части немецкой армии. Штурм Кенигсберга длился 81 час. В этом сражении 11-я гвардейская армия потеряла 1200 бойцов. В начале мая 1945 года Военный совет 11-й гвардейской армии принял решение о сооружении в Кёнигсберге памятника, который бы стал знаком вечной памяти ушедшим в бессмертие солдат.

Памятник считается первым монументом подвигу советских солдат в Великой Отечественной войне. Архитекторов Мельчакова и Нанушьяна можно назвать родоначальниками жанра советского военного памятника.

Иннокентий Мельчаков начал преподавать в Московском архитектурном институте в 1943 году по приглашению академика архитектуры И.В. Жолтовского. Во время войны Мельчаков принимал участие во Всесоюзных конкурсах. Работая над конкурсным проектом Пантеон партизан, он начал глубоко переживать новую для архитекторов тему возведения мемориальных комплексов. В 1944-м Мельчаков разрабатывает проекты триумфальных арок, братских могил, совместно с архитектором Г. П. Гольцем создаёт серию памятников и монументов.

В творчестве Саркиса (Сергея) Нанушьяна военная тема занимала особое место.

Добровольцем он ушел на фронт из Академии архитектуры в июне 1941 года. Под Ленинградом участвовал в спасении музейных ценностей Петергофа. Был ранен, попал в плен. Совершил побег из концлагеря в Прибалтике. Получив второе ранение, был отправлен на Большую Землю. После излечения вернулся на фронт.

Был начальником инженерной службы 237 танковой бригады 1-ой гвардейской Краснознаменной танковой армии. После тяжелого ранения на Курской дуге (1944) был комиссован и признан инвалидом, и вернулся к своей профессии.

Местом для мемориального комплекса в Кенигсберге стала братская могила 1200 гвардейцев 11-й Гвардейской армии. Солдат из боевых частей, участвовавших в штурме Кенигсберга, выразили желание внести свой вклад в создание памятника. Они рисовали эскизы, строили макеты, писали эпитафии. Созданный ими виртуальный мемориал послужил основой для дальнейшей работы. Собранный материал передали архитекторам и скульпторам. Пожалуй, это был редкий пример коллективного участия в создании мемориального сооружения. В официальной документации проекта авторы назвали памятник Монумент победы.

Для строительства был отведён тихий, спокойный участок, окруженный густыми зелёными деревьями, меньше других пострадавший от боевых действий. В своём проекте Мельчаков и Нанушьян  точечно и продумано использовали близлежащие объекты и топографические элементы местности. В окончательном варианте определились три составные части мемориала: обелиск, две скульптурные группы и мемориальная стена. Их дополняли барельефы, эпитафии, надгробия, венки, бюсты. Сооружение приобрело характер архитектурно-скульптурного ансамбля.

Ось памятника, устремленная в небо, цитирует египетский обелиск, имеющий в сечении пятиконечную звезду. По высоте обелиска расположены муфты с рельефом изображений и надписей.  На гранитных плитах высечены символические эмблемы всех родов войск, как будто перекочевавшие с формы солдат на камень. С тыловой части памятника была запроектирована специальная зона,  оформленная дорожками и мостиками: тихое место для однополчан, родственников, друзей, которым хотелось побыть наедине со своими мыслями, воспоминаниями, скорбью.

Открытие мемориала стало торжественным событием, в журнале “Огонёк” поместили фоторепортаж на первой полосе. 

Постепенно вокруг памятника сформировалась мемориальная территория: в 1960 году загорелся вечный огонь, появились памятники Воинам-разведчикам и Пограничникам всех поколений. Это место превратилось в Парк Победы с мемориалами, воротами и озером. 

Рисунок 1. Архитекторы Мельчаков и Нанушьян на строительстве памятника

Рисунок 2. Возведение памятника в Кенигсберге

Рисунок 3. Обелиск.

Рисунок 4.  Рельефы и надписи

Рисунок 5. Эпитафия на стене

Рисунок 6. Эмблема войсковой принадлежности в граните

Рисунок 7. Плиты с именами погибших при штурме Кенигсберга

Рисунок 8. Зона тишины

Рисунок 9. Полоса журнала “Огонёк”

Рисунок 10. Парк Победы в наши дни.

%d такие блоггеры, как:
Яндекс.Метрика