Выставка «Восемь неизвестных +1»

13 ноября в галерее ART MAISON открылась выставка “ВОСЕМЬ НЕИЗВЕСТНЫХ+1” известного творческого объединения архитекторов “МАСТЕРСКАЯ-ТАФ” (Театр архитектурной формы), существующего уже почти 40 лет под руководством Александра Павловича Ермолаева – профессора кафедры “Дизайн архитектурной среды” МАРХИ, искусствоведа, члена Национальной академии дизайна, почетного члена РАХ и его учеников разных поколений.
Галерея ART MAISON представляет редкое для нашего времени, но традиционное для искусства прошлого, явление – выставку творческого содружества авторов, объединенных общими художественными принципами, общим мироощущением – Мастерской-ТАФ.
Кроме многочисленных архитектурных, дизайнерских, педагогических, издательских активностей участники мастерской постоянно заняты художественным творчеством. Это обязательная практика помогает быть в профессиональном тонусе – заостряет взгляд и чувства.
Парадоксально, но при осознанном формировании собственного художественного языка и даже отдельного направления в искусстве тафовцы принципиально выбрали своеобразную художественную «неизвестность». Искусство ТАФа существует вне сегодняшних художественных тенденций, часто направленных на удивление, эпатаж, нарочитое авторское высказывание. Тафовцы стремятся быть деликатными, почти анонимными, посредниками между невероятной красотой окружающего зрителем и миром.
Это стремление основывается на другой общей черте художников – воспитанной архитектурным образованием способности видеть и чувствовать действительность с ее ритмами, структурами, материалами, формами, цветом, пространством, не искажая реальность фантазиями и произволом.
Очищающее реальность архитектурно-абстрактное видение поддерживается дизайнерским сознанием, подсказывающим художникам точные прием и средства выражения – от почти реалистичного рисунка до живописной и скульптурной абстракции, от многослойной экспрессивной технологии до минимального вмешательства, еле заметного художественного жеста.
Архитектурно-дизайнерская «неизвестность» тафовцев имеет серьезный фундамент – почти все время своего существования мастерская имеет творческую базу на Севере, в деревне Ошевенск Архангельской области.
Сдержанная, естественная и умно устроенная культура СЕВЕРА стала основой профессионального мировоззрения тафовцев, особого стиля мастерской. Ошевенск стал местом принципиальных архитектурно-дизайнерских реализаций, не просто сохраняющих северную аутентичность, а актуализирующих ее с помощью адекватного современного языка. Большинство арт-работ художников создается именно там.
Существование в непосредственном контакте с «дикой» природой и архаичной архитектурой помогают с уважением относиться к материалу в руках, острее видеть характер и художественную сущность окружающей действительности – «неизвестных» сдержанных пейзажей, предметов, растений, дверей, бутылок, овощей, ягод. Это прямое, первобытное, восприятие соединяется в творчестве художников с любовью к искусству XX века, также наполненного докультурными экспериментами с формой и средствами выражения.
ТАФ-творчество впитало ДУХ СЕВЕРА на уровне «гула земли» – он содержится не только в сюжетах, но в принципах работы с материалом, в использовании натуральных фрагментов народного быта, пострадавших от времени и получивших новую жизнь, в экономности средств, в общей художественной природосообразности, естественности, эскизности, в «оживлении» реальности.
Несмотря на общность интересов и северную закалку, художники мастерской видят и чувствую разное и по-разному, вместе создавая гармоничное целое:
Александр Ермолаев видит и делает видимыми остальным философские «пустяки» и случайности;
Лариса Климова открывает космос, который содержится в окружающем нас предметном мире;
Юрий Кузнецов превращает фрагменты обыденности в геометрические, сложные, цветные конструкции;
Сергей Садовсков соединяет живописное изображение с натуральными фрагментами материалов, открывая дополнительное измерение в привычном пейзаже;
Марина Соколова легко, мастерски касается природы, архитектуры, интерьеров, людей, обнаруживая в них пластическую сущность;
Светлана Тарасова растворяется в тихой жизни вокруг, осторожно фиксируя ее неочевидную красоту;
Татьяна Шулика создает портреты реальности, заостряя ее характеристики с помощью точно выбранных материалов и средств изображения;
Константин Шулика дает звучать голосам материала – металла, камня;
Ольга Халдеева находит в окружающем пространстве парадоксальные соседства, наслоения.
Искусство ТАФа делает привычную реальность опять «неизвестной» – наполненной открываемой визуальной и тактильной полноценностью. Мир, увиденный глазами «неизвестных», наполнен многообразной красотой – тихой, незаметной, яркой, откровенной, брутальной, естественной, парадоксальной. Арт-объекты, предлагающие этот заботливый, внимательный взгляд, обладают способностью прибавлять среде нашего существования, нашим интерьерам «дыхание» нового открытия природы.
Скоро ТАФ-арт обретет самостоятельное и постоянное место существования – в декабре Мастерская-ТАФ открывает «ТАФАРТ-галерею».






