“Научный полк”: Евгений Владимирович Гонцкевич

Евгений Владимирович Гонцкевич (1917-1942) окончил МАИ (МАРХИ) в 1941 году – красноармеец, рядовой.
По материалам реферата И. Воскресенской, Е. Еремеевой и Т. Кац (/выпускники МАРХИ 1980/).
Как они сами себя называют в реферате – «три девушки» работали с архивами института, перебирали данные, находили сведения о выпускниках. Некоторые данные им удавалось установить достаточно быстро, другие сведения получалось найти благодаря целым расследованиям и поискам родственников, друзей, поискам весточки через соседей.
Собирая информацию, они работали с архивами института… Списки, поиски нужных фамилий. Итак, они нашли:
«Приказ от 2 июля 1941 года: вручить Диплом об окончании Московского Архитектурного Института. «Курзал» – тема дипломного проекта. Оценка Отлично. Гонцкевич Е.В. рекомендован для поступления в Аспирантуру».
Из воспоминаний друзей: Евгений Владимирович Гонцкевич родился в 1917 (18) году, в детстве жил и учился в подмосковной Малаховке. Закончив обучение в школе, Женька Ганс, как называли его друзья, подаёт документы в Московский Архитектурный институт. С первых дней обучения вокруг него сколотилась группа сильных архитекторов… Увлекался классикой, Гинзбургом, но относился ко всему критически и новые веяния в архитектуре находили в его работах свой отклик … Товарищи Гонцкевича задавались вопросом «Что на этот раз выдаст Гонцевич?» – особенно запомнился всем преддипломный проект «Концертного зала», …обладающий изумительными пропорциями и великолепным интерьером. Он получил название «эпохального проекта».
Как и в архитектуре, Женя отдавал все свои силы тому, чем увлекался. Ему прочили не только успешное архитектурное будущее. Очень многие считали, что из Гонцкевича получился бы отличный математик. Жизнерадостный, интересующийся всем, увлекающийся спортом (очень любил волейбол и баскетбол), будоражащий окружающих своими неутомимыми творческими замыслами, он, в то же время был очень чутким к людям и удивительно скромным.
…
Началась Великая Отечественная война. Евгений Гонцкевич одним из первых обратился в военкомат. Осенью 1941 г. он в составе маршевой роты отправляется в Коломну для строительства оборонительных рубежей.
Работать приходилось в тяжелейших условиях, часто бомбили. Во время одной из бомбёжек Евгений был ранен и отправлен в госпиталь во Владимир. Мать, ездившая к нему в госпиталь, позже рассказывала соседям: «Госпиталь – бывшая школа. Раненых много. Душно, лежат на полу, на соломе. Но знаете о чём говорил Женя? О том, как он будет уничтожать проклятых фашистов!»
После выздоровления Гонцкевич отправляется на Западный фронт в действующую армию.
В начале января 1942 года закончилось контрнаступление Советских войск на Западном стратегическом направлении. Войска Калининского, Западного и Юго-Западного, а также Брянского фронтов успешно осуществили первую в ходе Великой Отечественной войны (прим.: и в ходе всей Второй мировой) крупную наступательную операцию.
В январе-феврале 1942 года Гонцкевич находился в районе Сухиничей. В составе лыжной разведки был заброшен в немецкий тыл. Задание – доставить в штаб «языка». Обнаружив лесную сторожку с немцами, разведчики окружили её. Евгений вызвался первым пойти. При подходе к сторожке Гонцкевич был ранен. Товарищи вынесли его из немецкого тыла, Евгений Владимирович вновь попал в госпиталь, но вылечить его было уже невозможно…
…
Справка по ГИС «Память народа».
Сведения о Евгении Владимировиче, приведённые на ГИС «Память народа» отрывочны. Записи объединены только датой призыва – октябрь 1941 г. В остальном сведения разнятся вплоть до написания фамилии. В Книге памяти[i] приведена дата гибели – декабрь 1941. Эта дата некорректна, т.к. не совпадает ни с рассказом близких, ни с другими документами, в которых приводятся записи о переводе из госпиталя и между частями и соединениями – сначала в 206 фронтовой запасный стрелковый полк Западного фронта, а оттуда в 146 танковую бригаду… Документы об этом переводе 25 января 1942 г. точны (по данным об образовании и специальности), но на этом опубликованные на портале записи обрываются …
[i] Книга памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов : Том 13 : Люберецкий район и г. Лыткарино, Луховицкий район : Часть 1. Люберецкий район и г. Лыткарино. / Московская область, Московский областной военный комиссариат. – Москва: Мысль, 1997. – С. 131.
Не следует путать с архитекторами-художниками А.И. и Е.И. Гонцкевичами.