fbpx

Йозеф ХОФФМАН

Йозеф ХОФФМАН

15.12.1870, Бртнице, Моравия, Австро-Венгрия (Чехия)
07.05.1956, Вена, Австрия

Йозеф Хоффман — австрийский архитектор, дизайнер, график, один из основоположников венского сецессиона, сторонник рациональной эстетики в теории и практике.

Йозеф Хоффман получил прекрасное образование. Студент Государственного художественно-промышленного училища в Брно, с 1892 года он продолжил свое обучение в Академии изобразительных искусств в Вене у Карла фон Хазенауэра (Carl Freiherr von Hasenauer) и Отто Вагнера (Otto Koloman Wagner). Позднее, в 1896-1899 гг. Хоффман работает в студии Вагнера, и, наравне с признанными лидерами эпохи занимается поиском новых концепций и решений в архитектуре и дизайне.

В 1895 совместно с Й. Ольбрихом (Joseph Maria Olbrich) и К. Мозером (Karl Coelestin Moser) основывает «Клуб семерых» ( der sieben Club), а, спустя два года, в 1897 году они открывают венское отделение Сецессиона (Wiener Secession). Объединение архитекторов и художников пропагандировало новые направления в искусстве и архитектуре, противопоставляя свое творчество — академическому.

В 1900 году Хоффман побывал в Великобритании, где был впечатлен работами Чарльза Ренни Макинтоша (Charles Rennie Mackintosh), лидера английского модерна. Сотрудничество с Макинтошем оказало влияние на дальнейшее развитие стиля Йозефа Хоффмана.

В 1903 Хоффман, вдохновленный «Движением искусств и ремесел» совместно с К. Мозером основывают объединение, оказавшее впоследствии колоссальное влияние на развитие дизайна и интерьера по всему миру. «Венские мастерские» (Wiener Werkstatte) работали в сфере декоративно-прикладного искусства, предлагали утонченные решения для интерьеров, от мебели и текстиля до посуды, изделий из керамики и украшений. Хоффман разработал модели мебели, светильников и торшеров, выработал принцип сочетания сдержанных, лаконичных форм и качественного исполнения.

Архитектор проработал в «Венских мастерских» почти 30 лет, покинув объединение только в 1932 г.

В 1912 Йозеф Хоффман открывает австрийское отделение Веркбунда (Werkbund), а с 1920 года становится главой венской группы немецкого Веркбунда. Цель работы Веркбунда заключалась в реорганизации и изменении архитектуры и художественного дела в период развития новой индустриальной эпохи.

Хоффман был также очень талантливым графиком, его рисунки архитектурных деталей и различные наброски печатались в журнале Ver Sacrum. Насчитывается боле 5000 эскизов архитектора, дошедших до наших времен.

Первые архитектурные работы мастера — частные виллы — яркий пример архитектуры начала ХХ века — периода поиска новых форм и способов выразительности.

Главной работой Йозеф Хоффмана традиционно считают дворец Стокле (Palais Stoclet) в Брюсселе. Спроектированный в 1905-1911 годах особняк банкира А. Стокле был выполнен в железобетоне, облицован мраморными панелями, ассиметрично расположенная башенка украшалась стремительными фигурами  и имела завершение в виде купола из цветов, напоминая здание венского Сецессиона.

дворец Стокле (Palais Stoclet)

Продуманная строгость, лаконичность объемов особняка скорее напоминает холодный английский модерн, нежели работы венских мастеров и контрастирует с богатой отделкой на фасаде. Не ограниченный средствами и концепциями, в этом проекте Хоффман попытался приблизиться к созданию «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk). Термин, введенный немецким композитором З. Вагнером и используемый первоначально в музыке, впоследствии стал употребляться более широко, обозначая синтез архитектуры, искусства и функциональности.

Архитектор проявил себя и как талантливый дизайнер, так, в 1910 он разработал модель дивана, ставшего на долгие годы эталоном стиля и комфорта, а в 1920 из под его пера появилось кресло, названное «Кресло для сидения» (Sitzmachine), где соединились удобство и функциональность.

Йозеф Хоффман принадлежит к числу выдающихся архитекторов и дизайнеров начала ХХ века. Его творчество оказало влияние на формирование эстетики и стиля прикладного искусства, позволило создать тонкий синтез между архитектурой модерна и функционализмом. Йозеф Хоффман являлся почетным членом Академии изящных искусств в Вене, Академии изящных искусств в Берлине, был удостоен премии Почетный гражданин Вены, Австрийской Государственной премии, Золотой медалью инженеров и архитекторов Австрии.

Е.В. Ермоленко


Литература

Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: Истоки, история, проблемы. М., 1989. — 294с.

Горюнов. В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — Санкт-Петербург: Стройиздат, Санкт-Петербургское отделение, 1992. — 360 с.

Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура: Социальные, мировоззренческие и идеологические тенденции в развитии архитектуры. — М.: Архитектура-С, 2004. — 400 с.

Sekler E. F. Josef Hoffmann: Das architektonische Werk. Salzburg; Wien, 1986. 19 р.

Fahr-Becker G. Wiener Werkstätte, 1903–1932. Köln; London; Los Angeles, 2005.

Kaiser G., Platzer M. Architecture in Austria in the 20th and 21st centuries. Basel, 2007.

Данилова Н. Л. Архитектура Йозефа Хоффмана в зарубежной историографии 1990-2010. СПбГУ [Электронный ресурс]: www.bench.nsu.ru

© Московский архитектурный институт (государственная академия)

© Коллектив авторов, 2019

© Издательский дом Руденцовых


© Все права сохранены

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна