fbpx

Адольф ЛООС

Адольф ЛООС

10.12.1870, Брно, Моравия, Австро-Венгрия (Чехия)
23.08.1933, Кальксбург, Австрия

Творчество венского архитектора Адольфа Лооса занимает особое место в истории европейской архитектуры эпохи модерна. Его оценивают как первого представителя рационализма, боровшегося с декоративной линией стиля Ар-Нуво, и называют предшественником современного архитектурного движения[1].

Сын каменщика, Адольф Лоос (Adolf Franz Karl Viktor Maria Loos) учился на строительно-техническом отделении Королевского колледжа в Рейхенберге (Reichenberg Politechnic) и затем продолжил архитектурное образование в дрезденской Высшей Технической школе (Technische Hochschule). Во время обучения он мечтал расширить свой профессиональный кругозор и посмотреть другие страны. В 1893 г. Лоос уезжает в США на три года. За время пребывания в Америке ему, вероятно, не удалось найти работу архитектора, и он выполнял обязанности каменщика и мастера по укладке пола. Однако в этот период он посетил Колумбийскую всемирную выставку в Чикаго, познакомился с нововведениями Чикагской школы, новаторскими разработками сборной каркасно-рамной конструкции из чугуна и стали Уильям Ле Барона Дженни, с эстетикой небоскребов Даниеля Хадсона Бёрнема и Джона Веллборна Рута, зданием-манифестом Гэренти Траст билдинг Данкмара Адлера и Луиса Генри Салливена в Буфалло (1894-1895), теоретическими трудами Луиса Салливена и его работой «Орнамент в архитектуре» 1892 г.

Все это не могло не отразиться на эстетике работ А.Лооса. В 1896 г. он возвратился в Вену, центр Сецессиона, проектировал интерьеры и выступал автором полемических статей в газете Нойе Фрайе Прессе (Neue Freie Presse) в 1897-1898 гг. Атаки Лооса были направлены против художника Густава Климта, архитекторов Йозефа Марии Ольбриха и Йозефа Хоффмана, которые в 1897 г. основали венский Сецессион и являлись сторонниками декоративно-орнаментальной линии в искусстве и архитектуре эпохи модерна.

Опираясь отчасти на философию архитектурного языка Л.Салливена, а также в известной степени основываясь на рационалистическом учении австрийского архитектора Отто Вагнера, Лоос стремился доказать недопустимость орнамента Ар Нуво в современной ему европейской культуре и обращал внимание на то, что работа, исключающая декоративный орнамент, воспевала строгость и ясность мысли и отражала высокий уровень цивилизации. Согласно его мнению хорошая форма должна была находить красоту в степени выражения своей полезности и в неразрывном единстве своих частей.

Все тезисы Адольф Лоос обобщил и развил в своей главной работе под названием «Орнамент и преступление», опубликованной в 1908 г. В целях распространения своей теории он в 1906 г. основал Свободную школу архитектуры.

Среди его работ этого времени – реконструкция виллы Карма (1903-1906), близь Монтро – первый дом А. Лооса; Кертнер бар или Американский бар в Вене (1907), дом на Михаэлерплаце в Вене (1910), представляющий собой образец соединения рационализма с классицистической традицией.

Архитектор построил 12 индивидуальных домов, обозначенных как переходные к современному дому, но это была лишь половина его проектов.

Внутренняя организация домов Лооса во многом связана с американской архитектурой[2]. «В конце XIX века архитектор привозит из США понятие «гибкого» плана, использование разноуровневых помещений и открытых двухсветных пространств.

Новая концепция и новый подход к компоновке пространств частного дома был сформулирован и представлен архитектором в так называемом «пространственном плане» («Raumplan»). «Пространственный план», разработанный А. Лоосом – это комплексная система организации внутреннего пространства, которая нашла воплощение в домах с помещениями в разных уровнях. Термин «raumplan» был введен Генрихом Кулкой (Henrich Kulka), давшем первое детальное описание этого метода композиции в своей книге «Адольф Лоос», изданной в Вене в 1931 г.

Этот подход заключался в построении планов, состоящих из многих различных уровней, составлении частей устанавливающих связь друг с другом, создании гармоничной структуры, основанной на экономии пространства. Следуя этому методу композиции, Адольф Лоос сумел создать высокое качество жилого пространства, используя большее число индивидуальных пространств в одном объеме.

Согласно функциональной схеме дома Адольфа Лооса делятся на две зоны: обслуживающие и обслуживаемые пространства. Внутренняя организация домов Лооса, особенно частично совпадающие друг с другом уровни и вертикальное передвижение, была во многом обязана современным материалам и изобретениям – железобетону и электричеству»[3].

Дом Штайнера (1910, Вена) явился наиболее важной этапной постройкой в архитектуре первой декады ХХ в. Его революционные инновации, простые геометрические объемы, гладкие белые стены, плоская крыша, безрамные проемы выражали отказ от историзма, но парадокс состоял в том, что оригинальный характер виллы не был вызван желанием отрицания истории, а в случае с Адольфом Лоосом, был связан со стремлением обновить классическую традицию, т.к. античность и творчество К.Ф.Шинкеля архитектор всегда ценил.

Дом доктора Гюстава и Хелен Шеу (1912-1913, Вена) возможно был первым и определенно пуристским европейским примером использования крыши как открытой террасы. «Пространственный план» был окончательно разработан в постройке для Джозефа и Марии Руфер (1922, Вена), получил продолжение в жилище Тристана Тцара (1925-1926, Париж), а своей кульминации концепция достигла в индивидуальном доме Ханса и Энн Моллер (1927-1928, Вена) и в проекте виллы для инженера Франтишека Мюллера и его жены в Праге (1928-1930)

Среди проектов, предназначенных для сезонного семейного отдыха, выделяется дом Александра Моисси (1923, Лидо, Венеция), его архитектурное решение, открытая лестница, чистые объемы, плоская крыша, проемы в белых оштукатуренных стенах предвосхитили гладкие белые виллы Ле Корбюзье. Проектное предложение дома на Лидо стало «протоформой для канонического образца пуристской виллы Ле Корбюзье – его виллы в Гарше (1927)»[4]

Дома Адольфа Лооса явились отправной точкой и критерием в творчестве ряда архитекторов, среди которых не только Ле Корбюзье, но и Мис ван дер Роэ, а также Франк Ллойд Райт.

С 1920 по 1922 гг. Адольф Лоос возглавлял жилищный отдел в муниципалитете Вены. Он выполнил ряд смелых проектов в области массового строительства, связанных с развитием его концепции «пространственного плана», разработал планировку районов Лайнц и Хирштеттен (1921), а также модель поселка Хойберга (1923).

В эти годы Адольф Лоос принял участие в конкурсе на высотное здание Чикаго Трибюн (1922) в США. Его проект архитектурного решения небоскреба в форме дорической колонны представил одну из попыток использования стилей прошлого, переосмыслив их для современного времени.

В 1922 г., оставив место главного архитектора жилищного отдела в Вене, Лоос уехал в Париж, где тесно общался с ведущими представителями Эспри Нуво и кругом  дадаистов. После возвращения в 1928 г. в Вену он спроектировал и построил серию домов ставших вершиной его архитектурной деятельности.

Adolf Loos

Творчество Адольфа Лооса оказала глубокое влияние на последующие поколения архитекторов, среди которых практик и теоретик рационализма А. Люрса, Э.Мендельсон, Р.Нейтра и Р. Шиндлер.

П.П. Зуева


[1] Иконников, А. В. Зарубежная архитектура. Конец XIX – XX век. Мастера архитектуры об архитектуре. Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов / Под редакцией А. В. Иконникова, И. Л. Мáца, Г. М. Орлова. – М. : Искусство, 1972. – С. 138-157.


[2] Горюнов, В.С., Тубли, М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. – СПб. : Стройиздат, С-Петербургское отд-ние., 1992. – С. 71.


[3] Зуева, П.П. Индивидуальные жилые дома Адольфа Лооса как рационалистические манифесты // Новые идеи нового века – 2016 : Материалы Шестнадцатой Международной научной конференции. 22 февраля – 1 марта / Тихоокеан. гос. ун-т.– Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – 1 т. – C. 109-110.

[4] Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. – М. : Стройиздат, 1990. – С. 142.


Литература

Münz L., and Künstler G. Adolf Loos Pioneer of Modern Architecture; London and New York, 1966. – 234 p.

Loos A. Spoken Into the Void: Collected Essays, 1897-1900; Graham Foundation for Advanced Studies in the Fine Arts, Chicago, Ill., and the Institute for Architecture and Urban Studies, New York, N.Y., 1987. – 146 p.

Берсенева А.А. Европейский модерн: венская архитектурная школа : [Об О. Вагнере, А. Лоосе]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 209 с.

Tournikiotis Panayotis. Adolf Loos; Princeton Architectural Press, New York, 1996. – 208 p.

Stewart Janet. Fashioning Vienna: Adolf Loos’s cultural criticism; London; New York : Routledge, 2000. – 220 p.

Loos A. Ornament and Crime. / Adolf Loos. // Sarnitz, A. Adolf Loos 1870–1933. Architect, Cultural Critic, Dandy. / August Sarnitz. – Köln: TASCHEN GmbH, 2003. – 96 p.

Иллюстрации

The City of Prague Museum
Pavel Štecha,
Winternitzova vila,
Petr Polák,
Adolf Loos Plzeň

© Московский архитектурный институт (государственная академия)

© Коллектив авторов, 2019

© Издательский дом Руденцовых


© Все права сохранены

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна


%d такие блоггеры, как: