БОНДАРЕНКО Илья Евграфович

18.07.1870, Уфа, Уфимская губерния, Российская империя
21.07.1947, Москва, РСФСР, СССР
Илья Евграфович, знаменитый русский и советский архитектор, реставратор, теоретик архитектуры и искусствовед, родился в Уфе, в купеческой семье, окончил там классическую гимназию, что позволило ему в дальнейшем, зная иностранные языки, успешно учиться за границей. Он занимался в Уфе у художника Н.И. Бобира, в 1887 году поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, учился у известного архитектора А.С. Каминского. В 1891 году, опасаясь ареста из-за участия в революционном движении, уехал за границу, завершил свое обучение в Цюрихе, в Высшем политехническом институте (1894), где была большая русская колония. Там он познакомился с И.А. Морозовым, фабрикантом и коллекционеров, выполнял для его текстильной фабрики рисунки.
Вернувшись в Россию, Бондаренко работал в конторе Московского купеческого общества, в мастерской архитектора А.И. Вебера, а с 1895 года стал помощником Ф.О. Шехтеля. В 1896 году Бондаренко открыл свое архитектурное бюро. Для Частной русской оперы С.И. Мамонтова он осуществил проект реконструкции театра Солодовникова и исполнил ряд декораций по эскизам М.А. Врубеля. Как авторитетный член абрамцевского художественного кружка, сложившегося благодаря Мамонтову, он получил заказ на проектирование павильона Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже по эскизам художника К.А. Коровина.
В 1900-1905 годах архитектор работал для Иверской общины сестер милосердия Красного Креста. В 1902-1903 годах был, вместе с И.А. Фоминым, в числе организаторов «Выставки архитектуры и художественной промышленности нового стиля», на которой показал ряд своих произведений прикладного искусства, мебели и декоративной живописи.
В 1902-1904 году Бондаренко осуществил проекты школы и магазина в Иваново, интерьеры читального зала Государственного исторического музея (1911-1912). Наиболее известны, однако, его храмы для старообрядцев, возведенные после обнародования царского манифеста в 1905 году, утвердившего свободу вероисповедания. Самым значительным произведением такого рода стала церковь общины Поморского брачного согласия в Токмаковом переулке в Москве (1906-1907). В этой постройке зодчий показал своеобразие творческой интерпретации древнерусских мотивов, не копируя их буквально. Особая творческая манера Бондаренко видна и в архитектуре храма Св. Захарии и Св. Евдокии и дома причта близ Богородско-Глуховской текстильной фабрики (Ногинск) И.А. Морозова (1906-1910). Примечательна и особая архитектурная пластика Покровской церкви в Малом Гавриковом переулке, также созданной по проекту Бондаренко, как и Успенскую церковь в Малом Рогожском переулке и церковь на 3-й Рогожской улице Москве, и др. храмы. Майоликовые плитки с фасадов старообрядческих церквей, сделанные в мастерской Мамонтова «Абрамцево», выстроенной также по проекту Бондаренко за Бутырской заставой, утрачены, а сами здания требуют реставрации.
[3d-flip-book mode=”fullscreen” urlparam=”fb3d-page” id=”11104″ title=”false”]
Как историк архитектуры, Бондаренко стал составителем альбома «Архитектурные памятники Москвы», изданном в двух частях в 1904—1905 годах. Эта его деятельность, как и И.А. Фомина, оказала влияние на профессиональное сообщество, осознавшего ценность русского классицизма конца XVIII – начала XIX веков.
После Октябрьской революции 1917 года Бондаренко участвовал в комиссии по реставрации Московского Кремля, сотрудничал с коллективом Музея революции, где была открыта выставка «Красная Москва» (1922), с 1926 года – работал архитектором Исторического музея, а также – в отделах Моссовета, которые вели реконструкцию ряда зданий, среди которых Московская консерватория и постройки для Мосэнерго на Раушской набережной (1933-1940).
Ярким эпизодом в его творческой биографии стало научное осмысление творчества великого зодчего М.Ф. Казакова, хотя сегодня его атрибуции многих построек конца XVIII – начала XIX веков оспорены. Так, он приписывал Казакову некоторые произведения В.И. Баженова и др. авторов, например, – дом Пашкова (старой здание Ленинской библиотеки). Тем не менее, книга Бондаренко «Архитектор Матвей Фёдорович Казаков. 1738—1813», изданная Всесоюзной Академией архитектуры в 1938 году, привлекла внимание широкой общественности, а не только историков архитектуры.
Во время Великой отечественной войны Бондаренко, как только началось наступление советских войск, терпевших поначалу поражения, выехал вместе с архитекторами Н.Д. Виноградовым и В.Н. Подключниковым обследовать разрушенные памятники города Калинина (Твери), среди которых был Путевой дворец, выстроенный по проекту М.Ф. Казакова. 1943-1944 годах он работал архитектором Ваганьковского и Армянского кладбищ в Москве, читал лекции по истории архитектуры в госпиталях для раненых.
Интереснейшие сведения о культурной жизни конца XIX – начала XX века, рассказы о дореволюционной Уфе, русской колонии в Цюрихе, строительстве старообрядческих храмов, Савве Мамонтове и Абрамцевском художественном кружке вошли в воспоминания, хранящихся в РГАЛИ.
Е.Б. Овсянникова
Литература
Бондаренко И. Е. Архитектор Матвей Фёдорович Казаков. 1738-1813. — М., 1938
Овсянникова Е.Б. Архитектор-художник Илья Евграфович Бондаренко. 1870-1947 // Краеведы Москвы (Историки и знатоки Москвы) / сост. Иванова Л. В., Шмидт С. О. – М.: Московский рабочий, 1997. – С. 227-252
Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — С. 87-94
© Московский архитектурный институт (государственная академия)
© Коллектив авторов, 2019
© Издательский дом Руденцовых
© Все права сохранены
При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна